Крестами, упомянутыми ранее, дело в лагере «Селигер-2009″ не закончилось. Крестов там было просто зашкаливающее какое-то количество, сравнимое разве с числом серпов с молотками при советской власти. Вот этот крест, например, стоял на берегу озера на территории лагеря:

Крест на берегу озера


Смысл этого креста остался для меня загадкой:

Реклама Смартфлэт

То есть вообще это рекламный стенд одного из детских проектов, но зачем крест?

Вот ещё загадочная реклама, вчитайтесь в заголовок:

Лучшая пыль в одном месте

Проект с угрожающим слоганом:

Мы выдворим вас из квартир

В нескольких местах в лагере висели огромные парные портреты основоположников марксизма-ленинизма президента Медведева и премьер-министра Путина («национального лидера», как его называют всякие «НАШИ»):

Медвепут

Максим Александров, посмотрев на эту растяжку, сказал, что, мол, странно, что их двое. Русской культуре, мол, более свойственны тройственные сакрально-властные композиции. Грубо говоря, Святого Духа не хватает. Я побродил по лагерю и нашёл то же, но с перламу со Святым Духом:

Медвепут с Гагариным

А вот опять загадочный плакат:

Хуёвый принт

Сначала я заметил его левую часть. И подумал, что это реклама какой-то полиграфии. Но почему она серая? Плакат выцвел или пострадал под дождём? Не похоже. Брак? Тогда зачем всё-таки повесили? Какая-то метафора? Совсем ничего непонятно. «Экономьте краски»? «Печатайте всё сереньким и блёклым, как в старые добрые времена»? Бред какой-то. И тут я смотрю на правую часть плаката, а там написано: «Обезьяна». Господа пацаны, «обезьяна» — это вообще не цвет. Может, это не реклама полиграфии? А в чём тогда фишка? Это человеческие расы? Они все идут в одну сторону? Вместе с обезьянами? Чушь какая-то.

Потом мне кто-то объяснил, что это, оказывается, пропаганда толерантности. Мол, человек, какого бы цвета он ни был, не является обезьяной, что нам наглядно демонстрируют оставляемые этими животными следы. Тоже, в общем, чушь, потому как на самом деле всё наоборот: человек, независимо от цвета, как раз-таки является обезьяной. Ну и, в общем, при чём тут вообще обезьяны? Юноши, которые, судя по рассказу одного из организаторов, собирались в последнюю ночь потока «пиздить дагов», едва ли считают этих самых «дагов» обезьянами. То есть, я полагаю, что будь в лагере собственно обезьяны (кроме Homo Sapiens), никому бы наверняка и в голову не пришло их «пиздить».

Ещё пропаганда толерантности:

Понаехали

Я так понимаю, Бродского тут благодарят за то, что он понаехал в США? Про Витте и Немировича-Данченко понятно, они понаехали в столицы из Тифлиса, но оттуда дофига кто понаехал. Почему выбрали именно этих? Я как-то не уверен, что большинство участников форума хотя бы приблизительно знают, что это за люди. В конце концов, если уж так важно было указать знаменитостей, понаехавших именно из Грузии, можно было вписать, например, Маяковского. Утверждение, что Римский-Корсаков понаехал, тоже удивляет: понаехать из Тихвина в Питер — это как из Химок в Москву. Самое главное — откуда и куда понаехал Цой?

А так, по мнению дизайнера, выглядит нетерпимость:

Так выглядит нетерпимость

Плакат, я так понимаю, иллюстрирует отношение государства к гражданским инициативам: «Никому никуда нельзя! Не потерплю!» Потому как светофор однозначно ассоциируется с государством, с теми, у кого есть власть ставить светофоры.

На карте лагеря был обнаружен пункт «Сервисы толерантности»:

Сервисы толерантности

Кто-то из преподов предположил, что имеется в виду дом терпимости.

С лагерной топонимикой там вообще красота:

Указатели

Указатель

Растяжка перед входом в павильон «Сергий Радонежский»

Растяжка перед входом в павильон «Достоевский»

Кто такой вундеркинд Лужковский?

Немало было плакатов и транспарантов в стиле «Наденька, где моя серая кепка? В. И. Ленин»:

Наденька, где моя серая кепка? В. И. Ленин

Наденька, где моя серая кепка? В. И. Ленин

Наденька, где моя серая кепка? В. И. Ленин

Наденька, где моя серая кепка? В. И. Ленин

А вот своего рода сатира на врага:

кривое зеркало

кривое зеркало

кривое зеркало

«Зе нью таймс» я знаю по цитатам в дневниках френдов. Если этим цитатам верить, это не кривое зеркало, а заповедник диких животных. Рен-ТВ, когда я ещё смотрел телевизор, было самым приличным каналом в долбоящике, если не считать дискавери и фэшн-тиви. За что его не любят путены? Что такое «Стрингер», я не знаю. Какое-то западное новостное агентство?

Между прочим, неоднократно замечал, как юные тёлочки останавливаются перед этими кривыми зеркалами и совершенно спокойно, будто перед ними обычное зеркало, поправляют причёски, одёргивают шортики и т.п. Очень символично: человек способен извлечь нужную ему информацию, не обращая внимания на, так сказать, её авторскую интерпретацию.

Вот такое висело на доске объявлений и на деревьях рядом с ней:

Объявко

Объявко

Объявко

Объявко

Объявко

Объявко

Торговали там, судя по объявам, всем подряд направо и налево совершенно открыто — очень заметное отличие от выездных комсомольских школ. Кстати, что вспомнил… Питались участники у костров, готовили сами себе в котелках, дрова им выдавали. Ещё выдавали доски для устройства столов, навесов, дорожек и т.п. Всё это надо было рубить-пилить, а потому большим спросом пользовались бензопилы. Какие-то чуваки приехали туда с целой кучей бензопил и сдавали их там в аренду. Так вот, Игорь Лисник рассказал мне, что эти ребята сняли рекламный ролик, который был показан на весь лагерь, включая главный экран у главной сцены. В ролике звучало следующее сочетание: «Селигер-2009 — только качественный распил!» По-моему, очень круто. Допускаю, кстати, что эти дети просто не видят всех тех вторых и третьих значений, которые видны нам. Вот, Андрей Перла жаловался, что его слушатели не узнавали цитаты из Пушкина. Так, может быть, они и в «сервисах толерантности» ничего эдакого не видят? И в занятиях по стрип-пластике в рамках инновационного форума (да ещё и в павильоне «Дмитрий Менделеев»)? Да и сплошной кромешный медвепут, в четыре добрых и строгих глаза глядящий всюду со стен, совершенно точно не напоминает им дорого Леонида Ильича — хотя бы потому, что они наверняка элементарно не знают, кто это такой. Вот, насчёт «распила» я, правда, сомневаюсь. Ну да ладно…

Якеменко они там часто зовут просто Васей, Василием. Молодёжный министр и сам, похоже, на другом обращении не настаивает. Чёрт его знает, чего в этом больше — западничества или «Ильича». Ящик для вопросов Василию:

Ящик для вопросов Якеменко

Странные знаки, особенно второй:

Странный значок

Очень странный значок

Масонщина какая-то, вы не находите?

Вот ещё на деревьях висело:

Клейкая лента

Ой.

!

Всегда говори — ДА!

Последний призыв озадачивает. О чём это? О ебле, что ли? Или «да» призывают говорить в ответ на всякие инициативы государства (т.е., в общем, всё равно о ебле)?

На походных душевых красовался логотип движения «НАШИ», хотя Арнольд Гискин уверенно прочитал это слово как «БАНЯ»:

Душевая

Табличка возле озера в детском лагере:

Табличка

Странные инсталляции: 1) «Диван Обломова»

Диван Обломова

и 2) «Ракета Гагарина»

Ракета

Российские автономера на ракете с буквами «СССР» и жёсткая узкая скамеечка в качестве «дивана Обломова» — это нечто. В наборе с этим и этим (да и всем остальным тоже) даёт чёткое ощущение сюрреалистического полотна, в сюжет которого случайно занесло несколько тысяч живых людей. И люди в окружении этого всего живут. Потому что привыкли, в общем. Любая жизнь строит некую индивидуальную реальность, в любой такой реальности полно странностей, абсурда, а если собрать столько жизней на небольшом пятачке без стен и возможности наглухо уткнуться в мониторы, концентрация реальности ожидаемо возрастает, переваливая через край допустимого и вываливаясь в кромешный сюрреализм.

А вот функциональная инсталляция для поднятия самооценки — мешок с каким-то говном и знаком доллара на боку и качельки:

Качели

В мешок, конечно, напихано что-то лёгкое, поэтому даже худенькая девочка его перевесит. Задумка ясная, но, с другой стороны, выходит, что авторы предлагают оценивать людей как мясо — на вес. Причём на вес вражеской американской валюты.

Американцы на Селигере враги. Прямо об это вроде бы нигде не говорится, но градус антиамериканизма, льющегося там со всех сторон, может поспорить только с градусом пропаганды толерантности. По местному телевидению то и дело слышны сравнения чего-нибудь российского с чем-нибудь американским. Это похоже на комплекс младшего брата, который донашивает обноски старшего и бесится по этому поводу. Заметно, что идеологам селигерской тусовки Америка покою не даёт. Вот, кстати, стык двух главных тем селигерской пропаганды — толерантности и антиамериканзма — неправильная американская толерантность:

Толерантность по-американски

Это (ниже), наверное, тоже что-то про толерантность от безысходности. Типа — мы все в одной лодке, не надо её раскачивать:

Кораблег

Набор флагов забавный.

Возле лагеря костромской делегации узнал интересный факт:

Родина Снегурочки

Вот так. А это костромская распальцовка:

Распальцовка

От гордости за Снегурочку, наверное. Кстати, правильно ли я понял, что у Снегурочки две родины?

Не без прибежища для негодяев:

Государственно-патриотический клуб

Жизнь как игра:

Шахматы

Вот эта табличка была поставлена от балды, просто как часть оформления, но в любой момент могла оказаться верной — фотографировали там многие и часто:

Табличка

А окружен лагерь был сеточкой, напоминающей забор для кроликов:

Забор для кроликов

Только этот забор снизу не доставал сантиметров на 50 до земли.

А ещё этот забор напомнил мне о моём собственном стихотворении, написанном в прошлом, кажется, году после просмотра чужих фотоотчётов по Селигеру.

Вот так вот. Справедливости ради следует отметить, что участникам во всём этом художественном оформлении абсурда виделось наверняка меньше, чем, например, мне. Ведь как минимум стенды эти рекламные они сами разрабатывали, объявления писали вообще собственноручно, да и медвепутство обильное многим из них не кажется адским адом, т.е. всякий «медведевстайл» — это для многих из них всерьёз.