Не знаю, кто такой этот ваш Мединский, но говорят и пишут о нём сейчас много и все подряд, а я, куда ж денешься, кое-что читаю. И вот прочитал интервью с Лией Ахеджаковой. Она там недоумевает по поводу назначения и фантазирует о том, кто мог бы быть по-настоящему хорошим министром вместо назначенного. Среди прочего, упоминает Ирину Прохорову, дав ей следующую краткую характеристику: «Она была бы гениальным министром культуры, она погружена в наши очень сложные проблемы, при полном отсутствии финансирования«. Вот почему-то эта маленькая мимолётная проговорка меня зацепила.

Я правильно понимаю, что речь идёт о финансировании кино, театров, музеев, писателей, художников, актёров и пр. из государственного бюджета? Если да, то, кхм, я удивлён, во-первых, что об этом говорит фрондирующая артистка и, во-вторых, что об этом вообще ещё идёт речь. Разве не свобода выражения всего, что хочется выразить, есть одна из высших ценностей всякого художника? Но если ты на зарплате у государства, ты, соответственно, выполняешь его заказ. Понятно, что сразу после СССР у нас всё на гос. финансировании висело и жаловалось, что, дескать, «культура финансируется по остаточному принципу». Понятно, что есть разные районные музеи, которые никому не нужны, которыми некому рулить, и кроме государства им рассчитывать сегодня почти и не на кого. Ещё есть большие государственные библиотеки, театры и, опять же, музеи, тоже традиционно финансируемые из бюджета, но разве с ними всё так плохо? Разве ГМИИ им. Пушкина не реконструируют сейчас с размахом? Разве Эрмитаж не объявил конкурс на креативную подсветку фасада Главного штаба? Разве Большой театр не открылся после реконструкции с большим пафосом и пиаром? Разве бедствует Третьяковка? Нет, понятно, что они и сами зарабатывают, и, наверняка, получают какие-то гранты, какие-то пожертвования от меценатов, но — бедствующими не выглядят.

Вообще, мне кажется, глупо ждать от государства, что оно станет финансировать всю «культуру». Оно финансирует то, в чём заинтересованы те, кто его контролирует. Фильмы всякие про то, что «царя надо, царя». Парадные всякие штуки, куда большая часть иностранных туристов прёт. Пропаганду и возвеличивание себя. Потому, мне кажется, сегодня хотеть служить финансируемой государством культуре — это значит работать в довольно узкой колее: полировать золото короны и чистить пурпур мантии. Ясно, что кто-нибудь всегда платит, но было бы превесьма жаль, если бы все наши творцы работали преимущественно за деньги Российской Федерации. И удивительно, что о «финансировании» время от времени можно услышать от очевидных фрондёров.

Собственно, если успешные и состоявшиеся люди творческих профессий такое говорят, все остальные тем более не скоро отвернут молящий взор от того места, где им мнится власть, которая, конечно, могла бы у всех плохих людей всё отобрать, а всем хорошим всё дать. Ну, как минимум, финансирование.